В настоящее время принято несколько классификаций цен в зависимости от того или иного показателя. Рассмотрим основные современные виды цен. 1. В зависимости от территории действия: — единые (поясные) цены — устанавливаются или регулируются государственными органами (цены на газ, электроэнергию, транспорт, квартплата) — региональные цены — регулируются региональными органами власти и управления в зависимости от ситуации в регионе (продукты питания, одежда и др.). 2. В зависимости от уровня каналов товародвижения формируется стоимость лекарственных препаратов: — Отпускная – это цена производителя, которая включает себестоимость продукции и наценку предприятия-производителя; — Оптовая – это цена оптовой фармацевтической организации, которая формируется из отпускной цены производителя и оптовой наценки на препарат; — Розничная – это цена розничных аптечных организаций, которая формируется из оптовой цены и розничной наценки к отпускной цене производителя ЛС (отпускная цена производителя * розничная наценка + отпускная цена). 3. По степени свободы от государственного регулирования: — Свободные цены — формируются под воздействием рыночных механизмов (баланса спроса и предложения), при этом государство не оказывает прямое влияние на механизм ценообразования (например, на товары аптечного ассортимента, не включенные в перечень жизненно важных и необходимых препаратов). — Регулируемые цены — рыночные механизмы подвержены государственному контролю, рост цен контролируется предельными торговыми надбавками (лекарственные препараты из списка жизненно важных и необходимых). — Фиксированные цены — цены, которые длительное время остаются на определенном уровне. Государство применяет при определенных чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия, война), при формировании госзаказа (тендерный закуп ЛС в лечебно-профилактических учреждениях) фирмы фиксируют свои цены на определенный промежуток времени. 4. В зависимости от степени новизны товара: — Цена «снятия сливок» — максимальная цена, устанавливаемая при выходе на рынок эксклюзивного товара фирмы производителя.
Источник: